Бижутерия из эпоксидной смолы

Широчайшее разнообразие материалов для рукоделия позволяет осуществить самые невероятные фантазии! Одним из интереснейших материалов для создания разнообразных предметов является эпоксидная смола. Особенно широкую популярность она получила в создании бижутерии. Потрясающе красивые серьги, кулоны, браслеты с рисунками, мелкими гранулами, блестками и сухоцветами делают мастера-рукодельницы из этой прозрачной массы!

2635672252_c391fde546_z

Сегодня я хочу рассказать немного об этом материале и принципах работы с ним.

Эпоксидная смола – это жидкий химический состав, который затвердевает после смешивания двух компонентов: самой смолы и отвердителя. Смешиваются эти компоненты для различных смол в разных пропорциях, которые указываются производителем. Смола различается по степени прозрачности, по густоте (что позволяет делать плоские или выпуклые заливки), по устойчивости к пожелтению (лучше брать УФ-стойкую смолу). Сохнет смола также по-разному, несколько часов, время отвердевания у смолы разных производителей различается, однако для всех видов смолы пользоваться изделием можно не раньше, чем через 24 часа. Для изготовления бижутерии лучше использовать импортную смолу для ювелирных работ. Значительной популярностью пользуется смола Crystal Resin.

Для замешивания смолы используют 2 пластиковых стаканчика (не все одноразовые стаканы подходят), два шприца без иглы и лопаточку (палочку) для перемешивания. В шприцах отмеривают смолу и отвердитель, затем вливают смолу в стакан и аккуратно добавляют отвердитель. Не стоит резко жать на поршень шприца, чтобы избежать разбрызгивания. Очень важно точно соблюдать пропорции компонентов, указанные производителем, иначе очень высока вероятность того, что ваши изделия не высохнут.  Затем содержимое стакана тщательно перемешивают в течение нескольких минут, стараясь не взбивать пузырьки, иначе в изделии будут пузыри. Иногда мелкие пузырики внутри изделия как раз к месту, однако если пузырь выйдет на поверхность, то получится дырочка, которая может испортить работу. После перемешивания смолу переливают во вторую емкость и снова перемешивают.

IMG_7845

После замешивания смолу можно заливать в формы

IMG_7828

Затем формы (или заготовки) выставляют на ровную поверхность и закрывают крышкой, потому что смола притягивает к себе всю пыль, которая разумеется испортит работу. Поверхность должны быть выровнена буквально под уровень, иначе ваше изделие окажется перекошенным – смола будет утекать в сторону наклона и формировать наплывы.

После замешивания хранить раствор нельзя – он застынет, поэтому не готовьте раствора «с запасом».

Если при заливке образовались пузыри – постарайтесь их проткнуть иглой. Некоторые мастера советуют нагреть феном (только на малой мощности и не направлять поток воздуха с малого расстояния, чтобы не разбрызгать). Еще пузыри лопаются от углекислого газа – можно подуть на поверхность.

Работать со смолой следуют в теплом сухом помещении, потому что при высокой влажности и низких температурах смола не застынет. Некоторые мастера ставят заготовки на батарею для сушки, если в помещении холодно. Оптимальная температура для смолы выше 22-23 градусов.

Внимание: эпоксидная смола достаточно вредный материал, поэтому работать с ней нужно аккуратно, в проветриваемом помещении, желательно в респираторе. И, конечно же, стараться не вдыхать пары. Если вы испачкали в эпоксидке руки, то нужно оттереть ее спиртом и затем помыть руки с мылом. Если случайно смола попала на слизистые оболочки, или вы почуствовали себя после работы плохо – обратитесь к врачу, сообщив с чем работали.

При работе со смолой рабочую поверхность необходимо застелить полиэтиленом – к нему смола не липнет, чтобы не запачкать стол.

Для того, чтобы получить окрашенную смолу используют различные красители:

нитрокраски, краситель из стержней шариковых ручек, типографские краски, тонеры для лазерного принтера,  масляные художественные краски, спиртовые морилки, пигменты, акриловые и витражные краски. Главное правило – не добавлять много красителя, желательно не более 5%. Добавлять пигмент следут буквально по капле и оценивать результат. Масляные краски можно предварительно выложить на лист бумаги, чтобы масла стало поменьше. Витражные краски дают прозрачное окрашивание. Разумеется, существуют специальные красители для эпоксидной смолы, их можно приобрести в магазинах для рукоделия, торгующих смолой. Обычно, рекомендуют добавлять краситель в смолу перед смешиванием ее с отвердителем.

2 oil paints

Эпоксидная смола не терпит воды, поэтому при работе с ней не используют красители на водной основе. Единственная техника, при которой добавляют воду – это когда требуется создание небольшой мутности и разводов, например, для имитации янтаря. Для этого эффекта можно добавить воды, буквально пару капель и перемешать.

При заливке в формы их необходимо обработать составом, препятствующим приклеиванию смолы к форме. Есть специальные средства, также некоторые мастера советуют смазать форму маслом, но предварительно «протестировать» как отнесется смола к такому соседству на тестовом образце, прежде чем заливать сразу партию заготовок.

В процессе застывания эпоксидная смола проходит несколько стадий и изменяется ее тягучесть. Сначала смола очень жидкая и на этой стадии смолу удобно заливать в формочки, особенно сложные (смола легко проникнет во все щелочки и рельефы). Далее смола густеет и приобретает консистенцию жидкого меда, на этой стадии можно сделать «линзу» — сформировать небольшую округлую выпуклость, также удобно заливать простые формы и делать отливки на нарисованном шаблоне. Затем смола густеет сильнее и для тонких работ фактически непригодна, зато на этой стадии ее можно использовать как клей.

Дальше эпоксидная смола переходит  в стадии «резиновости», она не окончательно застыла, уже не липнет, но изделие гнется. На данной стадии заготовке можно придать какую-либо деформированную форму, и, если зафиксировать эту форму, то после полного застывания она будет держаться.

Ну и заключительная стадия – стадия готовности, полного застывания. Эпоксидная смола твёрдая как пластик.

После застывания эпоксидной смолы дефекты краев можно отшлифовать мелкой наждачной бумагой – но блеск будет потерян, однако можно покрыть изделие еще одним слоем смолы и высушить.

Тонким сверлом в высохших заготовках можно проделывать отверстия. Некоторые мастера приспособились вставлять палочки и трубочки из нелипнущего к эпоксидке материала (силикон, полипропилен) и таким образом получать изделие с уже готовой дырочкой.

Существует много различных вариантов заливки смолы и формирования бусин, кулонов и других изделий.

Самые распространенные, это заливка в специальные формы – молды из силикона и полимерные формы-заготовки, заливка в готовые основы для бижутерии, заливка в контур из пластики или проволоки и непосредственно формирование фигуры на полиэтилене, под которым находится листок с нанесенным контуром.

При заливке в контуры необходимо зафиксировать контур таким образом, чтобы эпоксидная смола не затекала под него и не вытекала снаружи. Для этого чаще всего пользуются скотчем. Закрепляют его на выровненной поверхности липкой стороной вверх и приклеивают заготовку к нему. После высыхания изделия на задней поверхности в таком случае останутся следы от липкого слоя скотча, они удаляются растворителями типа уайт-спирита или жидкостью для снятия лака с ацетоном. Запах растворителей устраняется промыванием эпоксидной заготовки в мыльной воде (или средстве для мытья посуды).

При заливке часто делают ее в несколько этапов – заливают первый раз, ждут высыхания и заливают еще, формируя выпуклость. Затем после высыхания обрабатывают вторую сторону изделия. Поэтому изготовление бижутерии из эпоксидной смолы дело не быстрое.

Теперь немного о декорировании изделий.

Чаще всего в смолу помещают различные декоративные элементы – кусочки фимо (пластики), засушенные растения, фольгу, блестки, глиттеры и микробисер.

Для этого заливают первый слой эпоксидной смолы в заготовку, затем на подсохшую смолу помещают декор и заливают новой порцией смолы.

5699087589_11c53ae5c1_b

Если изделие предполагается полностью заполнить мелким декором типа посыпки, то удобнее будет добавить в емкость с посыпкой немного смолы, а затем перемешанную массу переложить в заготовку – так мелкие шарики не будут разлетаться от мельчайшего дуновения и будут удобнее в работе. Чтобы растения или фольга не всплывали, часто их «приклеивают» на полузастывший слой смолы. А еще можно добиться объёмного эффекта, залив несколько слоев с декором, располагая декоративные элементы на разных слоях.

4796640725_4923b5ece4_z

Очень эффектно получается залить смолой скелетированные листья. Как сделать скелетированные листья смоьтрите здесь. Для того чтобы не образовывались лишние воздушные пузырьки, листики стоит предварительно покрыть лаком (не на водной основе), можно маникюрным прозрачным.

скелетированный лист в эпоксидной смоле

При работе с картинками в качестве основы их сначала покрывают клеем ПВА (или другим декупажным) и лишь после высыхания заливают смолой. В противном случае ваша картинка потемнеет и станет как бы жирной. В целом, если нет уверенности что декорируемый предмет может быть испорчен смолой, его стоит покрыть лаком перед заливкой.

кулон из эпоксидной смолы

Ну вот, обзорная лекция закончена. И можно приступать к практике! Удачных вам экспериментов!

 

А если у вас есть какие-то замечания и дополнения, то буду рада увидеть их здесь в комментариях!

 

В статье использованы фото http://www.flickr.com/ и http://skinnerstudio.blogspot.ru/

Добавить комментарий